Сагаалган — праздник Белого месяца

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

10-11Считается, что в конце зимы — начале весны с новолунием начинается новый восточный год. Сагаалган по многовековой традиции тесно связан с буддийским мировоззрением и отражает духовную основу жизни монголоязычных народов. Новый год является всеобщим днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивается возраст каждого человека. Приход Нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом. Буддийский Новый год — монгольский Сагаалган, тибетский Лосар.

 

 

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы на конец января — середину марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Новый, 2014, год для поклонников Будды наступил 31 января.

Перед наступлением Нового года совершается особый ритуал очищения — Дугжууба. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьезно относились к этому обряду. Дугжууба — это также своеобразный обряд уборки, специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную порчу. Эти фигурки приносят в буддийский храм или монастырь и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер. После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнем ушло, сгорело все плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Разжигание костра — обязательный ритуал Дугжууба.

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шридэви (тибетская Палден Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Палден Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году. Считается, что богиня Палден Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6 утра и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балден Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим Новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло), так как белый цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание.

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.

В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». «Конь ветра удачи» — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Флажок с изображением «коня ветра удачи», освященный в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы он обязательно развевался на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

 

А как у них?

 

Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома.

Японцы с 1873 года живут по Григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония — страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах.

В странах Юго-Восточной Азии новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру — центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам.

В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *