Небесные врата закрыли

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

2Четырнадцатого сентября иркутские шаманы провели ритуал благодарения духов. Молоко, печенье и конфеты в этот день были предназначены не детям, а вовсе бестелесным существам. По бурятским поверьям, это любимое угощение духов. И каждый желающий отблагодарить небеса за хорошую погоду, урожай или удачу в делах мог прийти в этот день на остров Комсомольский в микрорайоне Жилкино и сделать подношение духам. А девять шаманов провели большой тайлаган «Закрытие небесных врат», состоящий из нескольких ритуалов.

 

Дважды в год на острове Комсомольском в Жилкино собираются шаманы, которые проводят мощные по силе и зрелищности обряды. В этот раз в ритуалах участвовало девять опытных шаманов: мужчины и женщины, русские и буряты. Сначала они определили место для обрядов, потом приготовили подарок богам. Это была роща из 14 молодых берез, которые сначала срубили, а потом поставили в землю зеленым островком, который в конце дня был сожжен. Через огонь свой путь к богам нашел и забитый накануне баран — еще один подарок духам.

— Мы благодарим богов за то, что они нам послали погоду, солнце и дожди, испытание и удачу. Мы как бы прощаемся с богами, к которым обращались летом во время крупных обрядов, благодарим их и делаем им щедрые подношения, — объяснил член местной религиозной организации шаманов «Байкал» Виталий Балтаев. — Теперь до весны мы не можем их беспокоить, камлать и призывать. Только брызгать. Открывать небесные врата мы будет традиционно в мае.

1

До начала обрядов все облачение шаманов было развешано на жердях и ждало своего часа. У каждого профессионального шамана, прошедшего ритуал посвящения, есть свой дэгэл — синий хала, символ неба и вечности, и головной убор майхабши. Когда во время транса в шамана вселяется дух, глаза человека закатываются, лицо приобретает устрашающее выражение. Смотреть на него в этот момент жутко и опасно. Поэтому на шапку нашиты шторки, закрывающее лицо и глаза, через которые смотрят онгоны

Остальные дары были бескровными. На столе перед каждым шаманом лежало угощение: кроме сладостей — водка и сигареты, а еще шелковая рубаха и синий хадак. Зрители тоже пришли с подношениями. Во время обряда белый дух, сошедший с небес на землю, благословил еду, и шаманы разрешили забрать ее с собой домой.

До того как начались обряды, зрители с трудом различали шаманов: они выглядели совершенно обычно, ничем не выдавая себя. Костюмы их были развешаны на жердях и ждали своего часа. Только перед камланием избранники духов надели свои синие наряды, убранные разноцветными лентами.

Когда девять шаманов одновременно забили в бубны, по роще, будто топот коней, прокатился гул. Кстати, бубен — это посредник и помощник шамана в путешествии между мирами. Отбивая ритм, шаман впадает в состояние транса. Впрочем, не только шаман. Несколько зрителей самых разных вероисповеданий в тот момент сели в позу лотоса, раскинули руки и блаженно улыбались.

— Я пришла поблагодарить за помощь, — рассказала иркутянка Марина Миловидова. — В Иркутской области не ведется славянское славление, поэтому я и пошла на шаманский ритуал. Очень хотелось поблагодарить. Бог для меня един — и для мусульман, и для евреев, и для бурят.

3

Один из проведенных обрядов — камлание и призывание родовых духов. Когда онгон входит в тело шамана, любой человек может задавать ему интересующие его вопросы — о здоровье, финансах, учебе или работе. Правда, не всегда дух дает на них ответы. Зато может благословить вас на добрые дела

Женщина узнала о мероприятии из Интернета, и это стало первым шаманским обрядом в ее жизни. Пришла не с пустыми руками, а, как и было написано в объявлении, с молоком, печеньем, конфетами. Их Марина решила раздать детям по дороге домой. Она рассказала, что видит не только шаманов, но и духов, которых они призывают.

Похвастаться этим мог не каждый, зато каждый смог увидеть в небе птиц, которые прилетели во время ритуала оживления берез. Когда девять шаманов стали бить в бубны и читать молитвы, к поляне слетелись орлы.

— Это хороший знак — слетелись наши онгоны, почтили нас своим присутствием, — сказала шаманка Эльвира Аюшинова. — Еще во время камлания часто бывает, что в хорошую сторону меняется погода. Например, если с утра небо было затянуто и синоптики обещали дождь, то после обрядов небо становится чистым, светлым.

Каждый обряд требует от шамана много сил, поэтому участники делали несколько перерывов. Но больше всего сил отнял, кажется, ритуал камлания и призывания родовых онгонов. Шаманы по очереди входили в транс, и в их тело входил дух, который мог отвечать на вопросы людей и давать благословление роду. Впрочем, онгон мог и не ответить на вопрос, если не считал нужным или не знал ответа. Каждого духа помощники поили тремя напитками: зеленым чаем, водкой и молоком. Потом помогали онгону покинуть тело, а шаману — выйти из состояния транса. Для этого ему нужно было несколько раз хорошенько подпрыгнуть. После того как шаман снимал с себя костюм и превращался в обычного человека, можно было видеть, насколько тяжелым было для него это путешествие в неизведанные простым смертным миры — кого-то тошнило, кого-то било мелкой дрожью и покрывало испариной. Так что всем становилось понятно, что быть шаманом — работа не из легких.

 

 

ТАТЬЯНА НИКУЛИНА

Фото Сергея Игнатенко

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *