Мунку-Сардык: Майское паломничество к горе

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

Если для большинства жителей Иркутской области Первомай связан с массовыми субботниками, уборкой придомовых территорий, копкой огорода и посадками, то для других в преддверии мая начинается волнение, связанное с предстоящим путешествием. И путешествие это не только вверх, в гору, но и вглубь — внутрь себя. А местом паломничества для них давно и надолго стала гора, вокруг которой живут духи и витают легенды.

 


Гора Мунку-Сардык в переводе с бурятского означает «вечно белый голец» — из-за того, что вершина одета в ледник и белые снега. Это высочайшая точка горного узла, который находится на границе России и Монголии. Ее высота — почти три с половиной тысячи метров (3491 м), а перепад высот от места стоянки на стрелке рек Белый Иркут и Мугувек до вершины составляет две с половиной. Для того чтобы дойти до верха и спуститься обратно, в лагерь, среднестатистическому человеку нужно около 10 часов. Больше половины из тех, кто проделывает этот жесткий трекинг, не занимаются регулярным спортом. И все же, оказавшись на тропе, устав, борясь с одышкой, они не бросают затею. Почему? Во-первых, чтобы доказать себе, что ты тоже это можешь, во-вторых, там ты оказываешься в окружении такой красоты и силы, что, кажется, сама Земля помогает тебе справиться.

Люди едут сюда для того, чтобы надышаться свежим, чистым горным воздухом,

Пронзительное голубое небо поверх белоснежных хребтов, тишина и ничего, кроме звуков собственных мыслей, запах костра и горьковатый вкус воды из горных рек, и меняющаяся каждый час погода: солнце и снег, жара и стужа, затишья и ветра… Только здесь живешь настоящим и каждый день проживаешь по минутам: заставить себя встать с рассветом из спальника — и не замерзнуть, развести костер и сварить завтрак, дотерпеть до лагеря и обуться в сухую обувь, своевременно мазать лицо кремом… Здесь наконец-то перестают работать установки на будущее, на «завтра» — и остается только «сегодня», только «сейчас»

которого так не хватает в условиях наших загазованных городов. Психологи рекомендуют каждому горожанину хотя бы раз в неделю выбираться на природу — чтобы отдохнуть от суеты, порадовать глаз, расслабить мысли. И хоть в район Мунку-Сардык часто не наездишься — как-никак это в 360 км от Иркутска и в 650 от Улан-Удэ, приехать сюда хотя бы раз в год для многих уже стало своеобразным ритуалом и хорошей традицией. Кстати, многие не делают целью восхождение — просто ставят палатку в базовом лагере, куда по силам добраться каждому, и гуляют. Насладиться красотами, восполнить силы организма энергией гор, попить чистейшей ключевой воды и угоститься полезными для здоровья травами (саган-дайля и верблюжья колючка). Вообще, любая лекарственная трава, собранная в горных районах, имеет свойство успокаивать ум, что само по себе очень полезно.

Здесь очень разнообразный и красивый рельеф: скалистый каньон, бело-голубые ледостоки, каскады замысловатых наледей и крутых ледопадов, грандиозные морены, сформированные сходившим когда-то ледником, каменистые хребты и заснеженные гребни…

Одна из причин того, что каждый год в обозначенный срок сюда стекаются сотни машин и автобусов, нагруженных иркутянами, уланудэнцами, красноярцами — относительная доступность трекинга. И все же на вопрос «почему» большинство людей ответит «красиво», ну или признается в пресловутом желании «проверить себя на прочность». Однако кроме этого есть еще кое-что, что, может, и осознает-то не каждый. Это ощущение, что ты находишься в необыкновенном месте, где можно почувствовать пульсацию планеты, где можно остановиться и оценить мгновение жизни

Для многих конечной точкой пути становится озеро Эхой. Оно находится на высоте 2613 м, путь к нему в первый раз кажется бесконечным и очень трудным, зато каждому дошедшему оно, долгожданное, открывается неожиданно. Озеро, застывшее в блюдце гор, — это еще и исток реки Мугувек. Здесь пьют чай и поворачивают обратно либо продолжают путь наверх.

С вершины Мунку-Сардык открывается замечательный вид: на юге со стороны Монголии видно озеро Хубсугул, а с севера просматривается вся Тункинская долина, хребты Восточного и Центрального Саяна. Но это при условии, что вам повезет с погодой. В противном случае о красоте видов можно лишь догадываться. Но даже в густой пелене снега человек способен почувствовать, какой космос окружает его.

Каждую минуту здесь может поменяться погода. И уже ставший привычным контур приобретет новый характер, другое настроение. Многие туристы, которые приходят сюда уже не первый год, отмечают, что каждый раз одни и те же места выглядят совершенно по-разному, и ощущение от них, соответственно, тоже неповторимо.

Продлевающий жизнь

На высокогорных каменистых склонах Саян растет редчайшее растение саган-дайля — «продлевающий жизнь». Согласно легенде, воины, вернувшиеся с победой, втыкали свои копья в склоны Саян, чтобы отдать силу земле. Через некоторое время на этих местах появлялось растение, способное наполнять человека силой и здоровьем. С точки зрения современной медицины саган-дайля является прекрасным тонизирующим средством — достаточно одно листа, чтобы зарядить организм на весь день. Он воздействует на клеточном уровне, повышает настроение, стабилизирует кровяное давление и замедляет старение организма.

Правильное употребление саган-дайля хорошо регулирует сердечно-сосудистую и мочеполовую системы. В народной медицине его с успехом используют для выведения камней из почек и очищения организма от шлаков, что особенно важно в условиях городской жизни.

ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА

 

 

Легенды о Мунку-Сардык

 

Белая гора-исполин способна вдохновить каждого, в ком живо сердце. Кто-то, вернувшись с гор, берется за кисть, кто-то — за перо. В благодарность горе люди воспевают ее и складывают о ней легенды.

«Давным-давно в одном из горных селений жил молодой человек. Он рано осиротел и был вынужден тяжелым трудом зарабатывать себе на хлеб. Однако он любил мир, природу и людей: каждому он помогал словом и делом. И вот однажды слава об этом добром юноше дошла до властного и богатого хана, который решил с помощью талантов юноши стать еще более богатым и властным. Но юноша догадался обо всем и решил уйти далеко-далеко в горы, где хан его не сможет найти. Люди сильно опечалились, но добрый юноша успокоил их, заверив, что человек с чистым и благородным сердцем всегда сможет отыскать к нему дорогу.

Прошло время, и многие смогли найти его, но не все. И хан за все эти годы так и не смог успокоиться, зная, что где-то в горах живет человек, который так ему и не покорился. Он посылал слуг, но те или пропадали, или возвращались обратно ни с чем. Однажды хан сам решил объехать свои владения. И вот в этой поездке ему на глаза попалась девушка невиданной красоты. Слуги хана схватили девушку, но она попросила искупаться в озере, и хан согласился. Девушка прыгнула в воду, стала уплывать все дальше и дальше, но силы вскоре покинули ее, а ледяные струи сковывали тело. Вдруг она увидела приближавшуюся к ней лодку, из которой старец протянул ей руки. Девушка навсегда осталась в горах у спасителя.

Прошли годы. Жадный хан решил помериться силами со своим братом. Узнал старец, что брат собирается идти на брата, народ — против своего народа, и не позволил совершиться кровопролитию. Превратился тогда добрый старец в каменную глыбу, которая своей вершиной упиралась в самое небо. Когда люди увидели это, они склонились перед ним в благоговейном страхе, поняв всю неправоту этой войны. А девушка превратилась в белую птицу, которая и по сей день оберегает покой любимого мудреца. До сих пор существует поверье, что если на пути к вершине вы встретите белую птицу, то все ваши самые благородные помыслы и желания обязательно сбудутся».

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *