Истинное назначение кукол

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

3Казалось бы, куклы, игрушки — все это придумано для детской забавы, развлечения, не более. Между тем психологи уверяют, что в играх ребенок учится принимать решения, пробует на себе роль родителя, взрослого. Так что даже первые погремушки не стоит недооценивать, и нужно внимательнее относиться к выбору современных игрушек и заложенным в них образах. Сейчас на прилавки возвращаются тряпичные куклы, и самое время вспомнить, что когда-то наши бабушки-прабабушки баюкали сделанных из платков и лоскутков «дочек». Истории, связанные с игровыми и обрядовыми русскими куклами, читателям «Байкальского целителя» поведала Нина Николаевна Иванова, член союза мастеров народного искусства «ОНИКС» и руководитель учебно-творческой мастерской «Традиционная текстильная кукла».

 

Первые наставники

 

Нина Николаевна, педагог и мастер со стажем, занимается изучением и изготовлением тряпичных кукол более 18 лет. Сначала она сама научилась шить обычные мягкие игрушки: рисовала и делала выкройки, придумывала новые сюжеты для своих детей и учеников, затем заинтересовалась народным костюмом, а после и традиционной текстильной куклой. С помощью книг и мастер-классов приезжих мастериц Нина Николаевна узнала про первые, самые простые игрушки детей.

— В каждом регионе России есть свои мастера-кукольницы, которые собирают местные традиции изготовления кукол. Например, в Вологде у кукол вытянутое тельце и маленькая голова, а в Кирове, напротив, делали устойчивых крепышей, ткань плотно закручивали, завязывали на несколько узелков. Надо сказать, что в Иркутской области народ селился в основном пришлый, поэтому говорить о характерных только для наших кукол чертах не приходится. Костюм у них был особенный — северный, а вот общих черт нет, — рассказывает мастерица.

У Нины Николаевны большая коллекция книг о куклах с иллюстрациями. Со страниц одной из них глядят безликие тряпочные куколки в платочках и длинных юбках. У некоторых кукол нет лица, потому что в доме лишние глаза не приветствовались. К тому же на то, чтобы прочертить детали, требовались время и усилия. А взрослые мастерили куклу для ребенка наспех, из двух связанных платков например.

У крестьян было полно других забот, они не тратили много времени на игрушку. И все же придавали ей большое значение. Маленьким детям, когда те уже начинали ходить, вкладывали в ручки небольшую текстильную куклу-нянюшку, и ребенок должен был позаботиться о ней, она становилась его постоянным спутником. Так малышей приучали к ответственности. Мальчику, когда он становился постарше, дарили игрушечную лошадку. Это было его первое хозяйство, он рос с пониманием того, к чему нужно стремиться.

— Я познакомилась с одной бабушкой из Карлука, ей за 90 лет, но она еще сама косит траву. Она рассказала, что игровых кукол делали из палочек: связала пару крестом, потом добавила к ней младенчика из скатанной ткани, чтобы одной не было скучно. Такая простая кукла получилась. В нашем областном краеведческом музее есть кукла-кость в юбочке с плиссировкой, разукрашенная — дети же играли во все, — замечает иркутская мастерица. — Есть еще одна особенность: кукол раньше не называли по именам — это современная тенденция. Причина в том, что к словам, и особенно именам, относились бережно, это была своего рода магия.

 

Обрядовые куклы

 

1

Иркутянка Нина Николаевна Иванова по первой специальности — инженер-химик-технолог, по второй — педагог мировой художественной культуры. В настоящее время работает в Иркутском детском доме-интернате № 1 педагогом дополнительного образования, является членом правления Союза мастеров народного искусства «Оникс». У нее много наград, за большой вклад в развитие народно-художественных ремесел нашего края Нина Николаевна награждена дипломом Министерства культуры и архивов Иркутской области

Нина Николаевна — православная христианка, к понятию оберегов относится осторожно. Она не понимает, почему современные мастерицы и их ученики так много внимания уделяют талисманам, привносят новые значения в старинный процесс создания кукол. Ведь далеко не все куклы несли функции хранителей, в основном игровые.

— Как-то на Масленицу в «Тальцы» привезли на продажу коробку с соломенными крестушками — миниатюрными Масленицами. Покупателям за 200 рублей предлагали приобрести куклу и сжечь вместе с ней все свои грехи. Такая очередь из желающих возникла, что непонятно было: то ли грустить, то ли смеяться. Получается, люди хотят очиститься, но способ для этого выбирают странный, — рассказывает мастерица.

Однако она не отрицает, что в старинных обрядах куклы играли важную роль.

— В Калуге большое внимание уделяли куклам, способным отвести темные силы. Например, есть куклы Троичного цикла: на русальной неделе в Троицу женщины делали кукол-русалок и про себя проговаривали те болезни и переживания, от которых хотели избавиться, — делится знаниями Нина Николаевна.

Мастерили русалку из подручных материалов: травы, палочек и ситца. Брали две палочки, одна короче другой на пару сантиметров, перекрещивали их и связывали тесьмой или красной ниткой. Затем рвали ситец на лоскуты и наматывали одеяние для русалки на поперечную, более короткую палочку. После прикладывали траву к верхней части куклы и, прикрепив к основанию красной ниткой, плели косу. Также могли украшать голову убором или венком из цветов. Русалку уносили к реке или другому водоему и опускали в воду. Считалось, что таким образом она уносит все болезни и невзгоды своего мастера.

— Я видела куклу-русалку в Музее этнографии в Санкт-Петербурге, она сидела разряженная в лодочке. Еще на Троицу делали кукол-кукушек. Девочки наряжали в тряпочки и лоскутки специально сделанную для этого случая соломенную куклу. Потом обменивались своими поделками — кумились, это означало дружбу на духовном уровне. Если между кумушками намечался разрыв, куклами обменивались еще раз, расставались без ссор и драк, — описывает традиции Нина Николаевна.

 

Хранители очага

 

2

Кукла Устинья из лыка в традиционном кировском костюме. Это не игрушка, ее делали для парня, который загулялся с невестой, а жениться не хочет. Вот тогда-то ему и подбрасывали на порог Устинью и говорили: «Иван, не морозь Марью!» Если молодой человек не понимал намека, его ждало наказание: женская община подкарауливала такого жениха, запрягала его в борону либо привязывала к нему огромное сучковатое полено и гнала по всей деревне. После такого учения парень либо женился, либо уходил насовсем искать новое село

Наша героиня время от времени проводит мастер-классы в Иркутском областном краеведческом музее, посвящает горожан в таинство народных кукольных традиций. Особый спрос — на кукол-неразлучников. В них заложена великая мудрость: на общей палочке расположены две куклы, они будто держатся за руки, при этом у них одна основа — одна рука, одна дорога на всю жизнь.

— Сейчас молодежь бравирует одиночеством. Но на самом деле каждому хочется тепла, любви и понимания. Поэтому такие куклы дают установку для крепких браков, — считает Нина Николаевна. — Если говорить о свадебных обрядах, то есть еще кукла-роща. Роща — так называли поколение; юноши и девушки, девочки и мальчики собирались и играли каждый своей рощей. А молодым на свадьбу дарили небольшую деревянную рогатину, ветки которой были украшены двумя куколками. Они были одинаковые по размеру и установлены на одном уровне. Считалось, если муж и жена схожи по возрасту, положению, то и брак у них будет счастливым.

Молодой жене ее мать дарила маленькую куколку-утешницу, чтобы девушка могла выговаривать ей свои обиды и не выносить сор из избы, не рассказывать о конфликтах подругам. Если мать приходила в гости и видела утешницу в красном углу, рядом с иконами, значит, ее дочь устроилась хорошо, никто ее не обижал. А если куклы там не было, значит, молодая держала ее при себе, чтобы пожаловаться.

Основа для кукол не всегда состояла только из ткани и дерева. Для оберегов доставали золу из домашнего очага, бересту, крупу и зерно. Среди зерновых самым сильным считался овес, а среди круп — перловка, не зря же ею кормили солдат в армии. Такие куклы стояли в доме на видном месте, с ними не играли. Сегодня эта традиция вновь возрождается, и было бы замечательно, если бы к ней отнеслись внимательно, не бездумно копируя чьи-то изделия, но учась новому и доброму у своих предков.

 

Советы мастера

 

* Если вы хотите сделать традиционную куклу, узнайте все о ней, о канонах мастерства. Сейчас много информации можно взять в Интернете, но она не всегда верная. Поэтому за советами стоит обращаться к профессионалам. Например, к книгам Галины и Марии Дайн, Майи Сысоевой, Нины Осиповой, Ирины Огаевой.

* Когда делаешь куклу, нужно думать о хорошем, тогда она будет нести в себе добрый посыл. В старину куклы-обереги делали в уединенном молитвенном состоянии.

* Начинающим мастерицам не стоит переживать из-за материалов: давным-давно кукол делали из подручных средств, старых платков и остатков ткани. И сейчас, если хорошенько осмотреться в доме, найдутся старенькие лоскутки, годные для дела.

* Если для куклы необходима деревянная основа, нужно срезать ветку с живого дерева, потоптанные ветви наши предки не использовали.

 

 

ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА

Фото автора


Связаться с целителем


Вы можете связаться с героем этой публикации. Обращаем ваше внимание, что контакт с ним - информационная услуга, ее стоимость - 100 рублей.

Если письмо не пришло, проверьте папку "Спам"
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *