Инструмент в эзотерических практиках

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

В чем феномен карт Таро? В чем их живучесть и постоянная интрига? Они вызывают у людей противоположные эмоции, от трепета до ужаса, и никого не оставляют равнодушными уже столько веков. Вся интрига в том, что на них отражены основные архетипические образы, запечатленные в подсознание человечества.

 

Происхождение карт Таро многие исследователи относят к временам Древнего Египта, но на них отражена и каббалистическая символика, и более поздние символы. Поэтому их вряд ли можно отнести к какому-то одному эзотерическому направлению. Они впитали в себя многие знания и магические возможности.

Нас интересует Таро как средство соприкосновения с глубинным уровнем подсознания. Разделение колоды на Старшие и Младшие Арканы наводит на мысль о связи их с мистериями, которые проводились во многих эзотерических центрах Египта, Малой Азии и позднее в Греции.

Малые Арканы отвечают за мирские переживания и дела, а Старшие Арканы отвечают за высшие сферы. Слово «арканум» переводится с латинского как «тайна» или «чудодейственное средство». На Малых мистериях человек проходил драму души в материальном мире, на великих неофит переживал блистательное восхождение души из нижнего мира в высший.

Эти карты исследовали столпы психологии от Юнга до современных психологов в плане сопоставления карт Старших Арканов с архетипическими образами человечества. Термин «архетип» был использован еще в античности платониками и обозначал первоначальный образ, матрицу. В психологии этим термином обозначается способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип, по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери, с рождением и смертью. В эпоху матриархата роль женщин была особо велика. Позже появляется образ Бога-отца, Демиурга-творца, а также Мудрого Старца и Отшельника. Образы природы — Солнце, Луна, Звезда. Мир и Дьявол — это отражение добра и зла.

Весь символический материал рождается на уровне человеческого опыта и переживания, общего для всего человечества в целом. Символы у человека хранятся в том глубоком слое, который Юнг обозначил понятием «бессознательное».

Символы, изображенные в Таро, вездесущи и не имеют возраста. Фигуры Таро в разнообразных нарядах и масках всегда присутствуют в нашей жизни. Ночью они приходят нам во снах, днем вдохновляют нас на творчество, а в медитациях показывают наши психологические проблемы.

Путешествия сквозь карты Таро являются в первую очередь путешествием в глубины нашего собственного подсознания. Все, с чем мы встречаемся на протяжении пути при изучении карт Таро, есть по своей сути понимание части нашей глубочайшей самости. Они служат для нас эффективным мостом к унаследованной мудрости предков, и эта мудрость может разрешить наши собственные проблемы и найти креативные ответы на вопросы, с которыми сталкивается каждый из нас.

Старшие Арканы, включающие в себя набор из 22 карт, являются ориентирами в нашем путешествии по архетипическим образам нашего подсознания. Также Старшие Арканы можно рассматривать как рисованный текст, представляющий собой типичные переживания, с которыми человек сталкивается на пути к самореализации.

Один из примеров работы с катами Таро можно взять из исследования Салли Николс в проявлении архетипических образов в нашей жизни. Это образ бродяги со своим узелком и посохом, очень часто встречается в нашей жизни и сегодня. Юнг называет этот архетип Трикстером. Мы можем рассмотреть его в путешествующем автостопом юноше, стоящем на обочине с поднятым пальцем. И если этот персонаж представляет неосознаваемую часть нас самих, мы непременно отреагируем на него эмоционально. У некоторых возникнет желание остановиться и подбросить этого голосующего, вспомнив, как он сам в молодости получал удовольствие от периода беззаботного странствия. Другие, кто не валял дурака в молодости, могут инстинктивно потянуться к этому бродяге, потому что он представляет собой непрожитую часть их самих. Кто-то испытает негативную реакцию от вида небритого бездельника, и его может затрясти от бешенства. «Меня тошнит от этой безалаберности», — скажет он. Позже, переживая эту встречу и анализируя свою реакцию на бродягу, человек придет к выводу, а почему бы не разгуливать этому молодому бродяге, если ему это нравится. Он может задать себе вопрос: «Что за жизнь у меня была бы, если бы я жил как этот парень?»

Реакций на дурака будет так много, и они будут такими различными, как и тех людей, которые с ним сталкиваются, в зависимости от их жизненного опыта. Исследуя эти бессознательные реакции, мы можем раскрыть архетип, который манипулирует нами, и освободить себя до некоторой степени от его принуждений. Другой аспект Таро раскрывается перед нами, когда мы обращаемся к исследованиям карт орденом «Золотой Зари» в конце XIX века. Они обнаружили связь Таро с каббалистическим Древом Сфирот, или по другому Древом Жизни, упоминающимся в книге «Сфира Йецира», приписываемой Аврааму.

По определению Древо Жизни (Мировое Древо) — это композиция 10 Сфирот, которые в свою очередь являются 10 эманациями, 10 именами или 10 каналами проявления Бога. В наши дни сфиротами называют и «архетипы состояний сознания». Располагаясь в определенном порядке, Старшие Арканы несут эти энергии сначала нисхождения божественных эманаций в материальный мир, а потом показывают, от каких архетипических проявлений человек должен избавиться.

Медитация в каббалистической традиции состояла в сосредоточении на рисунках, подобных буддийским мандалам. На них изображались небесные чертоги, ведущие к Престолу Господню. Видениям предшествовали долгие месяцы подготовки. Карты Таро в данной технике тоже работают как мандалы и дают возможность активизировать энергию, спрятанную Создателем в человека. Только эта пробудившаяся энергия дает возможность душе подняться вверх к Творцу, иметь более высокие вибрации. Работая над собой, человек может очистить себя от низких вибраций материального мира, создать тот сосуд, который может получать чистую энергию Господа, соединив ее с собственной энергией. Этот синтез сам начинает прорабатывать в человеке блокировки, мешающие энергии пройти наверх.

У человека, могущего удерживать эти два потока, полностью перестраивается энергетика, распадается тот энергетический кокон, о котором написано во всех эзотерических книжках. Эго энергетика расширяется до неимоверных размеров. Вот почему буддийские монахи в Иволгинском дацане говорят о хранящемся там теле Итигэлова, что у него Аура в несколько тысяч километров. Такого человека на нашей Земле называют святым, у него открыт прямой доступ к Создателю.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *