Деревянный раскол

Местные скульпторы неожиданно поменяли «Лукоморье» на Свирск. Почему?

Евгений Горбунов покрывает фигуры защитной пропиткой
Евгений Горбунов покрывает фигуры защитной пропиткой
Имя Ивана Зуева давно известно  за пределами России
Имя Ивана Зуева давно известно за пределами России
«Золотая рыбка» Александра Коногорского из Шелехова
«Золотая рыбка» Александра Коногорского из Шелехова
Эта скульптура получила приз зрительских симпатий
Эта скульптура получила приз зрительских симпатий

Парк деревянных скульптур «Лукоморье» давно перешагнул границы Савватеевки, Иркутской области и даже России. За нес­колько лет «Лукоморье на Байкале» стало не только одним из лучших имиджевых проектов Иркутской области, но и единственным фестивалем в России, который включили в список двух престижных международных профессиональных сообществ — Альянса скульптурных симпозиумов (ISSA) и Ассоциации монументальной скульптуры (AIESM). В Сибирь рванули мастера со всего мира: заявочный список вырос до 144 команд, отбор прошли 32 команды. География впечатляет — от Колумбии до Японии. В итоге на поляне стало тесно. Многие скульпторы, в том числе именитые, стоявшие у истоков «Лукоморья», вдруг переместились в Свирск. Что послужило причиной раскола — конкуренция, творческие разногласия, финансовый вопрос? В итоге жители области потеряли или обрели? Во всём этом разбирался наш корреспондент.

Быт превратили в сказку

 В 2016 году Свирск стал пионером в области бетонных скульптур. Сегодня удивительные композиции украшают парк возле ДК «Русь». В ближайшем будущем в городе появится также экопарк — зона отдыха. Именно в этом парке администрация Свирска планирует разместить и свежие деревянные фигуры.

— Честно говоря, мы не были готовы к такому повороту событий! — восклицает глава города Владимир Орноев. — Думали, что это будут обычные парковые скульптуры, а получили настоящие произведения искусства — работы, достойные музеев! Разумеется, останавливаться на этом нельзя, и на будущий год мы вновь проведём такой фестиваль.

Понять восторг и удивление Владимира Степановича несложно — достаточно перечислить имена лишь некоторых сибирских мастеров: Евгений Горбунов, Юрий Карпенко, Иван Зуев — неоднократные участники и победители региональных и международных конкурсов. Приехали также гости из Москвы и Подмосковья, в том числе мастера, владеющие искусством богородской резьбы. Участие двух команд из Монголии позволяет говорить о повышении статуса мероприятия до международного. Всего в Свирск приехало около двадцати мастеров деревянного зодчества, составивших 14 команд.

— До сих пор мы участвовали в «Лукоморье», — рассказывает Андрей Чернов из села Богородского Московской области, резчик по дереву с 30-летним стажем. — В этом году мой друг Иван Зуев предложил поменять «прописку», чему я только рад.

Надо отметить, что далеко не все желающие смогли принять участие в фестивале в Свирске. Так, в отборе на стадии эскизов принимало участие больше 20 команд, но жюри отобрало 14 из них. Работали, кстати, над образами персонажей сказок — такую тему задали скульпторам в Свирске.

— Поскольку творим для русских людей, — говорит иркутянин Евгений Горбунов, ещё один участник фестиваля, — значит, надо делать то, что нам близко. Я на этот раз решил поработать с корнепластикой и сделал Лешего. Волосы на его голове — настоящая коряга, которую я нашёл на берегу Ангары. Представляете, она много лет гнила на берегу реки, а теперь стала частью скульптуры! Тяжело было, конечно, всё это двигать, но зато я очень доволен результатом.

Фестивалей много не бывает

Причин, по которым сибирские мастера решили выйти за рамки ими же раскрученного фестиваля «Лукоморья», несколько.

— К сожалению, не всех скульпторов, которые приезжают сегодня на «Лукоморье», можно назвать профессионалами, — объясняет Иван Зуев, арт-директор свирского фестиваля. — Особенно это касается иностранцев. Да, звучит круто, что среди участников есть представители Японии, Бразилии, Мексики, Дании и так далее. Но некоторые приезжают отдохнуть на Байкале, а работы, которые они оставляют, сложно назвать конкурсными. Хотя, безусловно, есть интересные скульптуры.

Иван Зуев — многократный призёр «Лукоморья», абсолютный чемпион международного фестиваля «Айс-Аляска», откуда в 2016 году сибиряк увёз сразу две золотые медали: за командную и одиночную работы. Себя Иван называет универсальным солдатом, так как работает со льдом, снегом, песком, деревом, мрамором, камнем и бетоном. Последние два года сотрудничает с Иркутской епархией. Одна из последних его работ — алтарный трон для владыки Иркутского и Ангарского Вадима, выполненный из кедра и покрытый сусальным золотом.

Иван вспоминает, что идея провести фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье» появилась в 2011 году. Три мастера — он, Сергей Зиннер из Ангарска и Наталья Белобородова из Екатеринбурга — встретились в Листвянке, на конкурсе ледяной скульптуры, и разговорились о том, что неплохо было бы посоревноваться ещё и в искусстве резьбы по дереву. Иван Бутенко, владелец базы отдыха в Савватеевке, предложил в качестве площадки для такого мероприятия свою территорию.

В первый год на поляне «Лукоморья» соревновались исключительно русские мастера, в дальнейшем фестиваль стал международным. Сегодня «Лукоморье», несомненно, туристический бренд Приангарья. За несколько лет на территории создано боле 150 деревянных композиций, над которыми трудились многие талантливые резчики.

При этом не все они были довольны финансовой стороной вопроса. Хотя мастера и неохотно касаются деликатной темы, напрашивается вывод: они не против, если бы аплодисменты за проделанную работу были подкреплены материально. Объективно, некоторые скульптуры — настоящие шедевры.

— Россияне сегодня в числе лучших мастеров в мире, — уверен Юрий Карпенко. — Надо развиваться, учиться друг у друга, вне зависимости от того, сколько лет ты в этой профессии. Нынче вот богородские резчики давали нам мастер-класс. Я им, в свою очередь, мои секреты рассказал. Я учусь даже у своего сына: наша композиция «Хозяйка Медной горы» не имеет анатомических ошибок только потому, что Дмитрий не ленился и рулеткой измерял длину тазобедренной кости, голеностопа…

Нет худа без добра: в результате раскола в сообществе резчиков родилась хорошая идея — архитектурное развитие малых городов.

— Что у нас можно посмотреть в городах, расположенных на периферии? — задаётся вопросом Иван Зуев. — Везде одно и то же, нет никакой изюминки. Но это можно исправить! Вот сейчас мы работаем над изменением облика Свирска, Братска, Черемхово, Саянска. В этом году запланировано ещё четыре фестиваля: три — бетонных и один — деревянных скульптур. Главное, что это действительно нравится людям: в Братске даже выросли цены на жильё в районе парка, где сейчас стоят наши работы!

Если всё пойдёт как задумано, то через несколько лет в каждом городе области появится своя коллекция деревянных и бетонных скульптур. Получат свои бонусы и мастера. Например, призовой фонд на фестивале в Свирске составил почти миллион рублей, без награды не остались даже команды, не вошедшие в число призёров.

Победителем, между тем, на этот раз стала команда москвичей, создавших композицию «Спящая красавица», — Лев Брюханов и Евгений Птицын. Второе место присуждено «Хозяйке Медной горы» Юрия и Дмитрия Карпенко. Третье место взяли монголы за статую «Принцесса-лебедь». Приз зрительских симпатий забрал «Кощей бессмертный» Дениса Беляевского, мастера из Свирска.

Жители Свирска впервые смогли оценить подобное творчество
Жители Свирска впервые смогли оценить подобное творчество
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments