Чайные традиции народов Сибири

Первое упоминание о чайной церемонии датируется 2737 годом до нашей эры. Легенда гласит, что китайский император случайно обнаружил свойства чая, когда листки с дерева упали в чашку с горячей водой. С тех пор чайная культура распространилась по всему миру и приобрела новые особенности в каждой из стран. Вот как чайные традиции сохраняются представителями разных народов Сибири.

Чаепитие в бурятской юрте у чугунного котла

У эвенков: «Чай с дарами природы»

Мария Бодоуловна Бадмаева:

— Национальную кухню эвенков можно назвать одним из древнейших образцов кулинарного искусства народов Севера, которые умели полноценно и рационально использовать ресурсы родной природы.

Чай пьют в первую очередь по приходу на новое место и перед началом любого дела. На сегодняшний день забайкальские эвенки имеют возможность приобретать у русских развесной гранулированный чай, который в целях экономии употребляют слабо заваренным. Летом в заварку добавляют чабрец, листья смородины, плоды шиповника и брусники.

Во время чаепития, если вы больше не хотите чая, нужно перевернуть чашку вверх дном, иначе хозяйка бесконечно будет наливать вам чай. Употреблялся чай плиточный. Его пили без сахара перед едой по нескольку чашек. Северные эвенки (тундровые группы илимских эвенков) и забайкальские пили и пьют чай с солью. Зимой в местах, где не было свежей воды, ломали лед, и у входа в каждый чум всегда стоял чуман с кусками льда. При перекочевках и на охоте пользовались и снегом, натапливая его в котле или чайнике.

Оленье молоко обычно лили с чаем и заливали им мучную кашу, размятые ягоды. Если же молока было много, восточные эвенки ставили в котел с кипящей водой посуду с молоком и варили последнее до загустения. Загустевшее молоко ели с хлебом. Некоторые эвенки сбивали молоко в бутылке для получения масла.

Ритуальным блюдом являлся сэвэн, тэкэмин. Его делали из вареного и мелко накрошенного медвежьего мяса, смешанного с прокипяченным жиром, и ели не больше 2—3 ложек. Таким же способом некоторые группы эвенков готовили свадебное блюдо из мяса копытных животных. Для угощения брали самые лакомые куски и части. Кроме мясных блюд эвенки к угощению старались добыть и рыбу, которую подавали в вареном виде.

Весной эвенки собирали березовый сок, а летом выкапывали корни зонтичных растений, оскабливали, высушивали, толкли до муки и заваривали с водой в виде кашицы. Ели ягоды — голубицу, чернику, морошку и др., запивая чаем; если же было достаточно молока, лакомились мэнин — размятой голубицей, залитой оленьим молоком.

Первые кедровые орехи ели вместе со скорлупой. Иногда их пекли в золе и толкли, а затем заливали кипятком до образования кашицы.

Пресные лепешки эвенки умели стряпать еще до прихода русских. Готовят их следующим образом. Крутое тесто (мука, вода, растительное масло или маргарин, соль, сахар, сода) формируют в виде круглой лепешки толщиной 2—3 см, обжаривают на сковороде или горячем камне. Чтобы лепешки лучше пропеклись, их в нескольких местах прокалывают сверху ножом или палочкой. Затем, поставив лепешку на ребро и подперев ее палочкой, допекают у костра до получения хрустящей коричневой корочки.

У бурят: «Дому друг тот, кто выпил в нем чай»

Лилия Борисовна Цыденова, заместитель директора по научной работе Кяхтинского краеведческого музея имени В.А.Обручева:

— Традиции чаепития у бурят сохранились и по сей день. Большое значение имеют жесты, способы приготовления, а главное — нравственное состояние души человека, подающего чай, его помыслы. Традиция приготовления и подачи чая тесно связана с религиозными обрядами буддистов.

У бурят, как и у каждого народа, своя традиция чаепития, и она связана с кочевым образом жизни. После первого санбайна («здравствуйте») и перед последним баяртэ («до свидания») почетного гостя, путника, друга и брата щедро поят чаем в бурятской семье. «Дому друг тот, кто выпил в нем чай», — утверждает пословица гостеприимного бурята.

По одному из рецептов — зутараан сай — чай варят из зеленых листьев чая, молока, поджаренной муки, а также масла и соли. Для народов-кочевников такой способ заваривания чая был просто незаменим, обеспечивал большой приток энергии в организм, а калорийность помогала согреться. Такой чай был отличной заменой еде. Чай становился вкуснее, если его долго размешивали. По особым случаям бурятские женщины варили чай в котле, размешивая и переливая из половника в котел, по легенде, тысячу раз, тонкой струйкой вливая обратно.

В старину чай пили из пиалы (аяга) и наливали почти до краев. Многие пожилые бурятки сохраняют обряд — первую чашку свежего чая преподносят бурхану. Затем угощают чаем огонь, а в третью очередь —  духов, хозяев земли. Для этого, выйдя на улицу и побрызгав чаем во все стороны, просят благополучия не себе, а всему живому на земле.

К чаю подавали молочные продукты и приготовленные из муки боовы. Сегодня вкусные, пышные боовы (жареные во фритюре кусочки теста) являются неотъемлемой частью праздничного стола у бурят. Однако хозяйки часто готовят его и на обычный обеденный стол, чтобы порадовать своих родных ароматным лакомством. Способов приготовления этого блюда существует великое множество, ведь в каждой семье они готовятся по-разному.

Рецепт боовы: яйца стереть с сахаром добела, влить стакан молока, добавить по чайной ложке соли и соды. Хорошо размешать. Измельчить маргарин, растопить и добавить в массу. Постепенно всыпать просеянную муку. Замесить крутое тесто. Готовое тесто раскатать в пласт толщиной около 5 мм; сначала разрезать его на длинные полоски, сделав на прямоугольниках по 2—3 надреза. Концы прямоугольников можно продеть через эти отверстия, а можно (мне так больше нравится) оставить прямоугольниками. Далее в небольшой кастрюльке или сковороде с толстым дном разогреть растительное масло. Масла должно быть столько, чтобы боовы не соприкасались с дном, то есть должны плавать. Жарим их до румяного золотисто-коричневого цвета и подаем к столу. Приятного аппетита!

У семейских: «Щи да каша — пища наша»

Любовь Федоровна Пластинина, директор Центра старообрядцев:

— Чай семейские долго не пили. В народе даже поговорки ходили: «Кто пьет чай, тот отчаивается во спасении», «Кто пьет чай, тот от бога отчаян». Вместо чая заваривали иван-чай, курильский чай, листья брусники, чагу, сушеную морковь. Однако со временем все-таки вошло в привычку пить чай. Чаевничать с пустым столом не дело — к чаю подавали хворост, калачи, караваи, тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами, или сладкие пироги.

А вообще на семейском столе хозяин — хлеб. Его замешивали на опаре, а выпекали в русской печи. Немало и мясных блюд: жаренина, сало, студень, похлебки с мясом и многое другое. Кухня семейских примечательна тем, что в мясные блюда практически не добавляют приправ. Столы семейских всегда ломятся от разных угощений и заготовок, напитков.

Вечерком чай можно попить с пирожками или шанежками с черемухой.

У татар: «Чайный стол — душа семьи»

Равиль Мубаракшаевич Нуритдинов:

— Татарское чаепитие — это обсуждение общих вопросов, дел, соучастие и сближение. Это своеобразный ритуал приобщения к дому, акт доверия и единения. Представить татарское чаепитие в тишине и уединении невозможно, оно всегда экстравертивно.

Чэй яны — гаилэ яаны («Чайный стол — душа семьи»), говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как к напитку, но и значимость его в застольном ритуале. За чайным столом у татар обычно присутствуют национальные блюда: чак-чак, беляш с мясом, эчпочмак, котлама. Чай в основном из Азии: индийский, китайский и азербайджанский. Чай разливают в пиалки, чтобы быстро остыл и никто не обжегся. По вкусу гости насыпают и наливают в чай молоко, сливки, сахар и корицу, могут класть лимон. Предметом сервировки чайного стола кроме чашек, индивидуальных тарелок, сахарницы, молочника, заварного чайника, чайных ложек является и самовар. До блеска вычищенный, шумящий самовар с заварным чайником задает тон приятной беседе, хорошему настроению и всегда украшает стол — как в праздники, так и в будни.

При чаепитии нельзя громко разговаривать, тем более ругаться. Во время чайной церемонии играют на национальных инструментах — мандолине и курае. Поют старые народные песни — Сарман Буйлары, Огеделем, Умарзая, и даже танцуют.

У поляков: «Чай после сытного обеда»

Кристиан Фурманович, учитель польского языка:

— В Польше популярен кофе, но я предпочитаю чай. Знали бы вы, какие вкусности поляки подают к чаю! Обычно это яблочный пирог, приготовленный на дрожжевом тесте. Бывают пироги с черносливом и другими фруктами, которых в Польше действительно много. Особое лакомство — клубника: если в сезон, то подается свежая, например со сливками, если зимой — то приходится доставать ягоду из морозилки. Тогда можно сделать коктейль или добавить ее в пирог. Также популярны к чаю различные булочки с маком, вареньем. А кроме того, на столе у поляков всегда много разных блюд: это и бульон с лапшой, борщ обычный и постный, в котором есть ушки — пельмени с грибами (традиционное рождественское блюдо). Во время Пасхи нужно съесть журек — белый борщ. На второе стоит попробовать котлеты отбивные с картофелем и тушеной капустой.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
15 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
Загрузка...