Баряашан-костоправ

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

костоправВладимир Гончиков — бывший настоятель Цугольского дацана в Агинском автономном округе. Его называют Батоцарен-лама, а он называет себя Баряашан, что в переводе с бурятского значит «костоправ». Баряашан лечит заболевания позвоночника, головные боли, прострелы, ишиас и др. Лечит он с помощью рук и черпает знания из тибетской медицины. Искусству врачевания учился в Ганданхитском дацане в Монголии и медицинском училище Улан-Удэ. О своем предназначении знал с детства — с тех самых пор, когда ему приснился вещий сон.

 

Целитель Батоцырен-лама

 

— У меня десять лет болела спина, — рассказывает Денис Кузьменков, 32-летний электромеханик из Иркутска. — С правой стороны спины мышца постоянно была в тонусе. В покое не болела, а стоило только физически поработать — и сразу появлялась ужасная боль, хоть на стену лезь. Я думал, грыжа. Мне сказали: зайди, тут вот такой лама появился. Честно сказать, я не верю никаким целителям. И тут особо не надеялся, что мне кто-то сразу поможет, и иллюзий никаких не питал. Думал, ладно, схожу просто так, для интереса. После первого сеанса думал, что умру. Боль в спине была просто невыносимая! А на следующий день она прошла. И уже два месяца минуло, а от боли ни следа. Я сам в шоке! Удивляюсь, как же так — за один раз избавился от десятилетней болячки. Костоправ мне тогда сказал: «Ты изначально застудил почку. А она привязана к позвонку».

Сейчас Денис привел к Баряашану-костоправу свою невесту — у нее тоже проблемы с позвоночником. Ничего удивительного, что у Владимира Гончикова каждый день есть пациенты. Приходят и молодые, и старые, и у каждого — своя беда. Кто-то застудил руку, не может поднять, у кого-то постоянные головные боли, кто-то жалуется на спину. И все они выходят от целителя, чувствуя облегчение.

— В тибетской медицине нет ничего поверхностного, нет ничего случайного, — делится своими знаниями Владимир Гончиков. — Например, каждый внутренний орган имеет проекцию на определенный позвонок. Вот почему нельзя лечить позвоночник отдельно от внутренних органов: все в организме тесно взаимосвязано. А в традиционной медицине отдельно лечат почки, отдельно — позвоночник, отдельно — горло и т. д. Еще пример: каждая энергетическая точка на теле в тибетской медицине названа не случайно. Например, проходишь точку, которая по-тибетски звучит как «Глубокое озеро», и рука будто проваливается — чувствуешь это озеро. Или точка «Журчащий ручей» — понимаешь, что энергия в этом месте ни в коем случае не должна застаиваться, она должна журчать, бурлить, как бурный ручей. А если не бурлит — человек заболевает. Несколько тысяч лет люди копили эти знания, чтобы мы могли ими пользоваться на благо людям.

Владимир Гончиков учился у бурятского ламы, постоянно живущего в Китае, Бальжинимы: перенимал науку костоправства. Потом Матвей Чойбонов, ясновидящий, заместитель хомбо-ламы в Иволгинском дацане, как-то сказал Владимиру: «Лечи. Это твоя стезя — костоправство». У Матвея Чойбонова с утра стояла очередь страждущих людей, самых сложных пациентов он отправлял к Батоцырен-ламе.

 

Вещий сон и лама Дагва Дорж

 

Однажды маленькому Володе приснился необычный сон. Жил он тогда с мамой в степи, в Харашибирском районе. У его матери было восемь детей (семь мальчиков и одна девочка), а Володя — пятый по счету. Колхоз Харашибирский в Могойтуйском районе Агинского автономного округа занимался скотоводством. На лето 150 голов молодняка выпускали в степь — на откорм. И большая семья Гончиковых пасла все лето колхозных телят.

— В степи каждый новый человек — событие, — вспоминает Владимир Гончиков. — А русских я вообще тогда считал иностранцами — так редко их видел. И вдруг однажды ночью я вижу сон: ко мне на велосипедах едут русские белые люди. Я врач. Принимаю их, руками делаю массаж, потом раздвигаю ладонями кожу на животе и вижу все внутренности. Я знаю, как надо лечить. Когда я проснулся и вспомнил свой сон, то сильно удивился. Ни телевизора у нас, ни радио, ни газет не было. И вообще вокруг не было ничего, даже отдаленно напоминающего то, что я видел во сне: нас было восемь детей, мы жили с мамой и пасли в степи колхозных телят. Сон настолько поразил меня, что я его запомнил на всю жизнь!

Когда Володя подрос, он стал мечтать о том, чтобы куда-нибудь уехать. Дальние дороги манили его и привели в Ленинград. Здесь он поступил в техникум и выучился на экскаваторщика. Город на Неве настолько поразил воображение юноши, что он твердо решил здесь остаться. Написал об этом родным. И вдруг приехали два старших брата и заявили: «У тебя долг перед семьей! Возвращайся и паси в степи скот». Подхватили под белые руки и увезли в степь.

— Опять два года я пас баранов, — признается Владимир. — А сам мечтал куда-нибудь уехать. И вдруг знакомый лама говорит: «В Ганданхитском дацане в Монголии набирают парней учиться на ламу. Поедешь?» Это предложение было настолько неожиданным, что я не знал, что сказать. Подумал: «Ну раз не получилось уехать на запад, поеду на восток!»

А учиться в Ганданхитском дацане было очень тяжко: предметы незнакомые — и тибетский язык, и буддийская философия, и астрология, и тибетская медицина. Каждый день надо было выучить 12 строк из книги, написанной на тибетском языке, — это были молитвы.

— Однажды я понял, что такое послушание, — вспоминает Баряашан. — У меня монголы украли сумку с деньгами, а там был паспорт. Паспорт выкинули, конечно, а деньги забрали. Много позже я нашел его. А тогда я не на шутку испугался. Мы же в чужой стране. Если потерял паспорт — в 24 часа выезжаешь из Монголии! «Как же так? — думал я тогда. — Три года отучился, и вдруг на тебе! Не окончить учебу, оказаться снова в степи…» Я со всех ног побежал к своему учителю. Старый лама, мой учитель, Дагва Дорж утешил: «Не переживай, сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь».

Старику-ламе было тогда 75 лет. Он налил немного водки в маленький стаканчик. Помолился над ним. Выпил. Снова налил, снова помолился, дал выпить ученику. Побрызгал, потом говорит:

— У тебя дома осталась девушка, она высокая, в очках. Еще у нее есть подружка, она маленькая и кругленькая. А рядом стоит ее мать, она вот какая (и пошло описание матери). Это не вор, который паспорт украл, виноват, это они тебя домой тянут.

Володя побледнел: «Не может этого быть, чтобы старик их видел! И когда только он мог попасть в Харашибирь? Он же никогда за пределы Монголии не выезжал!» Лама Дагва Дорж тем временем продолжал:

— Ладно, не волнуйся. Завтра встанешь в пять утра, хорошенько вымойся, причешись, костюм и рубашку выглади, ботинки начисти. Приведи себя в идеальный порядок! И иди в русское посольство.

Как семинарист Володя Гончиков дошел до общежития, он помнит плохо. Так захотелось спать — просто смертельно. Вошел в комнату и упал замертво. Утром проснулся — ботинки стоят рядом с кроватью: друг позаботился. Еще и покрывалом укрыл. Володя умылся, нагладил рубашку, почистил костюм и пошел. Приходит в посольство, там сидит русская девушка.

— Девушка была такая красивая! — вспоминает Володя. — Я почему-то сразу подумал: «Мне не повезет!» Стою, не могу через порог перешагнуть. А она заметила меня и спрашивает: «Вы по какому вопросу?» Я говорю: «Паспорт потерял! Фамилия — Гончиков». Она посмотрела в книге записей и говорит: «Есть такой! Давайте я вам новый выпишу?» Достает новый документ, записывает из книги все данные и спрашивает меня: «Вам какую визу? Временную или постоянную?» Я говорю: «Постоянную!» Она мне ставит визу, я со всех ног бегу за фотографией. Приношу, она вклеивает фото, ставит печать и отдает мне новенький паспорт.

…Через полчаса в русском посольстве стояло все общежитие дацана. Но за столом сидела уже не прекрасная девушка, а пожилой и противный чиновник, у которого не то что визу — паспорт никогда не получишь. «Студенты дацана? Какую вам еще визу? А ну пошли вон отсюда!» — закричал он на всех. Семинаристы подумали, что Гончикову просто повезло. А он тогда понял одну важную истину: учителя надо всегда слушать.

 

Путь ламы

 

Путь ламы-медика — один из самых тяжелых. За этот труд мало кто берется. И поначалу Владимир Гончиков тоже сомневался, браться ли ему за это. Трудно было зубрить наизусть тибетские тексты (а это было в основе учения), тяжело было запоминать огромный объем тысячелетиями накопленных знаний. Но предназначение у человека все-таки есть — идти против судьбы нельзя.

— Сначала было неприятно: пот, запах чужой — все это отвращало, — вспоминает Батоцырен-лама. — Но с 37 лет я начал входить в силу, стал понемногу заниматься лечебным массажем. Стал массажировать голову, шею. Я тогда жил в Улан-Удэ, моим учителем стал Бальжинима — бурят-костоправ, приехавший из Китая. Он долго учился, да и сейчас проживает в китайской провинции Хайлар. Он научил меня тонкостям тибетской медицины: как исправлять растянутые сухожилия, как ставить кости на место, и самое важное — как определять источник болезни.

Основа методики Гончикова — одно из направлений тибетской медицины. Известно, что тибетские ламы лечат моксотерапией (прижиганием), лекарствами-порошками из природных минералов, компрессами и т. д. Гончиков выбрал костоправство (по-бурятски «Баряашан»). Знания энергетических каналов и причин болезней помогают правильно диагностировать пациента.

 

 

ОКСАНА ГОРДЕЕВА

Фото Валентина Карпова

 


Связаться с целителем


Вы можете связаться с героем этой публикации. Обращаем ваше внимание, что контакт с ним - информационная услуга, ее стоимость - 100 рублей.

Если письмо не пришло, проверьте папку "Спам"
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *